Тампонажный цемент

При помоле клинкера вводится гипсовый камень для регулирования сроков схватывания, что же касается введения активных добавок, то разрешается введение только гранулированного доменного шлака и в количестве не более 15 вес. По исследованиям, выполненным Г. С. Рояк и Э. С. Гузовой, установлено, что добавка силиконата натрия (ТЖ1П-11), вводимая в воду затворения из расчета 0,6 кг силиконата натрия (считая на сухое вещество) па 1 м3 бетона, пластифицирует бетонную смесь и увеличивает морозостойкость дорожного бетона. Портландцемент, предназначаемый для изготовления бетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов, выпускается марок: 400, 500. Согласно ГОСТ 10178-62, марка цемента для однослойных и двухслойных покрытий должна быть не ниже 400. Для дорожного бетона может быть применен и высокопрочный алитовый цемент, если по условиям производства допустимы его сравнительно короткие сроки схватывания.

Этот цемент по технологии производства почти не отличающийся от обычного портландцемента, отличается от последнего химическим-, составом и прежде всего весьма высоким содержанием силикатов и соответственно низким содержанием алюминатов и алюмоферритов. Поэтому кремнеземный (силикатный) модуль у кремнеземистого портландцемента значительно выше, чем у обычного, и находится в пределах 3,5-4,8. На Брянском цементном заводе, который располагает практически неисчерпаемыми природными запасами трепела, в 1926 г. по предложению В. Н. Юнга глина была заменена трепелом, продуктом с высоким содержанием кремнезема и ничтожным содержанием глинозема и окиси железа.