Anti-orange - антиоранжевая интернет газета
Rambler'sTop100

 Статьи


Все статьи
Наша история
Оранжевая секта
пРезидент и резиденты
"Апельсиновые валенки"
Выборы президента



Поиск по статьям
   
версия для печати

Крым при татарских ханах

8 Июня, 2005, 12:30

«Самое жестокое сердце тронулось бы, говорит Боплан, при виде, как татары разлучают мужа с женой, мать с дочерью, без надежды когда-нибудь им увидеться; самый хладнокровный человек пришел бы в содрогание, слыша дикое веселье татар, плач и вой несчастных русских...».

Ханское поведение
Арсений Маркевич о Крымском ханстве

Арсений Иванович МАРКЕВИЧ (1855-1942) — видный крымский историк, один из основателей Таврической ученой архивной комиссии. Был сначала правителем дел, а затем председателем ТУАК. Маркевич способствовал созданию Крымского центрального архива, Симферопольского художественного музея, Центрального музея Тавриды, Таврического университета. В 1927 году был избран членом-корреспондентом АН СССР. В 1937 году Арсений Иванович подвергся травле, его труды были названы контрреволюционными. Умер в блокадном Ленинграде.

Стремление приукрасить собственную историю в той или иной степени свойственно всем народам. Но иногда (обычно это случается благодаря усилиям так называемых историков, отрабатывающих политические заказы) оно переходит всякие разумные границы и достигает стадии маразма. Это в полной мере касается изложения истории Крымского ханства. В последние годы некоторые «исследователи» переписывают и перевирают ее так, что история превращается в сладенькую, как шербет, восточную сказочку. Мол, жили-были миролюбивые, прогрессивные и веротерпимые крымские ханы, никого не трогали. А если и захватывали время от времени рабов в сопредельных странах, то только для того, чтобы их накормить, напоить и к «истинной вере» приобщить. А потом пришли русские и устроили геноцид. Конечно, исторические факты можно толковать по-разному. Но иногда эти факты таковы, что, как говорится, хоть толкуй, хоть не толкуй... Для того чтобы составить ясное представление о «миролюбии» и «веротерпимости» ханов, а значит, и об объективности упомянутых «исследователей», обратимся к известной работе Арсения Маркевича с академическим названием «К вопросу о положении христиан в Крыму во время татарского владычества»*. Работа написана на основе большого количества исторических документов.

О «миролюбии»

С него и начнем. Вот что говорит об этом Маркевич:

«Набеги крымцев на Россию начались в XVI веке... и в этом веке, наиболее тяжелом по количеству и многочисленности татарских набегов на Московское государство, было около 20 больших набегов, то есть приблизительно по одному в пять лет. Хан Селим-Гирей в 1533 году хвастался тем, что вывел в этот год не менее 100 тысяч людей из Московского государства, а Девлет-Гирей в 1571 году сжег самую Москву, и тогда, по словам современников, погибло до 800 тысяч человек и было уведено в плен до 150 тысяч. Но, кроме больших набегов, происходили ежегодные мелкие нападения на русские пограничные земли и воровство людей на границах и в степи, своего рода «охота за людьми»... которая в общем обходилась русскому государству не дешевле больших набегов.

...В XVII веке набеги татар на Московское государство были реже, но и они были ужасны. Например, в 1633 г., в 1645 г. и особенно в эпоху войн за Малороссию... В 1662 году с Северной Украины было выведено в плен до 20 тысяч человек, которые, к счастью, были отбиты русскими воеводами... В промежутках между первым и вторым походами князя В. В. Голицына на Крым, в 1688 году, было выведено ханом в плен из Волыни и Украины до 60 тысяч человек и множество пленных с Восточной Украины...

В 1736 году, во время похода Миниха в Крым, хан Фети-Гирей, в свою очередь... произвел ужасное опустошение Украины и увел в плен, по словам крымских историков, сотни тысяч пленных.

Последний набег крымских татар произошел в 1769 году, в начале первой турецкой войны, когда хан Крым-Гирей вывел из Новой Сербии до 20 тысяч человек...».

«Надо иметь в виду, — пишет далее Маркевич, — что набеги татар на соседние страны не были военными действиями, происходили без предупреждения и объявления войны, это были просто грабительские нашествия».

Историк приводит эмоциональное свидетельство очевидца, кстати, не русского: «Самое жестокое сердце тронулось бы, говорит Боплан, при виде, как татары разлучают мужа с женой, мать с дочерью, без надежды когда-нибудь им увидеться; самый хладнокровный человек пришел бы в содрогание, слыша дикое веселье татар, плач и вой несчастных русских...».

«Московское правительство выкупало пленных деньгами; на размен же пленных татары соглашались неохотно, не видя в том выгоды, — утверждает Маркевич. — Большую часть выкупало государство... Простых людей выкупали за 15 — 40 рублей, а за знатных давали больше, иногда по несколько тысяч. Ежегодно поминок (то есть дани — О. М.) посылалось в Крым более чем на 20 тысяч рублей, на выкуп пленных гораздо больше».

О «веротерпимости»

Еще одним источником пополнения ханской казны был так называемый харадж, то есть особый подушный налог с христиан и иудеев. Надо сказать, что сильного рвения к обращению «неверных» в ислам крымские ханы действительно не проявляли. Но не по причине излишней веротерпимости, а по экономическим соображениям: ведь с каждым новообращенным автоматически уменьшались поступления в казну.

«Веротерпимость» ханов — сначала ордынских, а затем и крымских — христиане Крыма ощущали на своей шкуре в течение четырех с половиной столетий. Маркевич приводит свидетельство арабского путешественника Ибн-Батуты, посетившего полуостров в первой половине XIV века. Араб сообщает о резне греков в Сугдее, в результате которой значительная часть греческого населения была перебита воинами хана Узбека или изгнана из города. Пришлые степняки по приказу хана сняли колокола с церквей, переломали иконы и кресты, сами же церкви разрушили или закрыли.

Впрочем, все это были только «цветочки». Особенно тяжелые для христиан времена наступили намного позже. Хан Менгли-Гирей признал вассальную зависимость своего ханства от Турции, а в 1475 году турки и татары взяли Кафу, принадлежавшую генуэзцам. Христианское население города, как пишет Маркевич, «было перебито или вывезено в Константинополь».

После разгрома генуэзских колоний Крым покинули 50 тысяч христиан. Менгли-Гирей переселил множество греков и армян в степные районы полуострова, а побережье начали заселять татары. Горстка оставшихся генуэзцев ассимилировалась. По словам доминиканца Дортели д'Асколи, побывавшего в Крыму в XVII веке, (их потомки забыли родной язык, «одичали», «ходили с ханом в походы, уводили пленных, держали невольников».

Мартин Броневский видел в 1578 году в окрестностях Судака множество разрушенных церквей. Маркевич рассказывает и о записках русского священника Иакова, побывавшего в Крыму в 1634 — 35 годах с посланником Дворяниновым. Иаков подробно описывает пещерную церковь в Инкермане, «уже разоренную и оставленную... ». Есть в записках сведения и о других крымских городах: «... в Козлеве (Евпатории — О. М.) церковь християнская зело велика и украшена, сделана мечетью; в Бахчисарае, где царь живет, християнская же церковь велика и высока, сделана мечетью, царь ходит в нее по своей вере молиться. Искиюрт, от Бахчисарая с версту, церковь зело велика и украшена велми была, ныне же сделана мечетью, а кладутся в ней крымскии цари и царевичи...».

Таким образом, положение бахчисарайского Свято-Успенского монастыря, которое обычно приводится в качестве доказательства веротерпимости ханов (они, говорят, даже посылали монахам воск на свечи) было исключением из правил. К тому же на самом деле монастырь бедствовал и не раз обращался с просьбами о помощи, но не к ханам, а к московским государям. И получал от них жалованье. Помогали русские цари и ему, и другим православным церквям Крыма.

Вот как оценивает Маркевич положение крымских христиан, находившихся под властью ханов: «...Христиане в Крыму были элементом, лишенным всякой самостоятельности, угнетенным... Христиан изнуряли тяжелыми работами, часто бесплатно, причем они исполняли и работу скота. Броневский говорит, что греки-христиане возделывали поля татар как невольники».

О «прогрессивности»

Но, может быть, жизнь людей, исповедовавших христианство, постепенно улучшалась и ко времени упразднения «прогрессивного» ханства веротерпимость таки восторжествовала? Если бы! Весьма красноречивую картину жизни местных христиан-невольников нарисовал иезуитский пастор Дюбан в письме к маркизу де Турси (письмо датируется началом XVIII века).

«Одни из этих деревенских невольников имели господами людей жестоких и корыстолюбивых, которые заставляли их трудиться без отдыха; другие составляли нечто вроде отпущенников; они, не имея определенных господ, становились рабами всех и каждого для снискания себе пропитания; третьи же были старики, удрученные годами и искалеченные, которые никому не были нужны, потому что из них нельзя было извлечь никакой выгоды. Эти бедные люди, оставленные всеми, полумертвые от голода и почти голые, постоянно искали средств к существованию по деревням и вокруг домов, где они когда-то служили... У них совершенно изгладились всякие понятия о религии, они не знали молитв, не умели даже делать крестное знамение. Многие невольники, женившиеся уже на родине, вступали здесь в незаконные связи, по принуждению господ, с целью еще большего закрепления их за собою и увеличения своей челяди новыми рабами, которых они продавали впоследствии или же обращали с нежного возраста в магометанство, особенно девочек; мальчиков же часто обрекали на жалкую развратную жизнь».

Картина положения христиан в Крыму была бы неполной без совершенно диких подробностей из жизни тогдашнего греческого духовенства. Вот как рассказывает об этом Маркевич. «Духовенство греческое терпело всякого рода оскорбления, унижения, поборы, — пишет историк. — Например, татарские чиновники... объезжая деревни за сборами податей, обыкновенно останавливались у священника, который, кроме всякого угощения, должен был уплатить еще за честь «тыш-парасы», то есть внести плату за действие зубов, за то, что благородные гости утруждали свои зубы в его доме. Недаром существует... в Крыму предание, что некогда ялтинский ага любил беседовать с престарелым никитским муллой, но так как мулле трудно было ездить верхом и ходить пешком в гости к аге, то ага приказал никитскому священнику два раза в неделю приносить его на своих плечах и уносить обратно».

«Только последний крымский хан Шагин-Гирей, — говорит Маркевич, — издал указ о выдаче русских беглых, представлении ему пленных и уравнении греков и армян Крыма в податях и правах с татарами, что привело татар в страшное негодование».

Но это было уже неважно, потому что дни Крымского ханства были сочтены.

Крымская история сложна и кровава. Свой собственный счет исторических обид есть у каждого народа, населяющего Крым. И если мы начнем сегодня предъявлять наши счета друг другу, ничего хорошего из этого не выйдет. Не надо в угоду политике превращать историю в сказку, в которой действуют хорошие «свои парни» и плохие «чужие». Надо просто принять ее такой, какая она есть, со всеми сложностями и противоречиями. И сделать правильные выводы. Главный из них, по-моему, заключается в том, что нельзя жить обидами и ненавистью. Нельзя. Ведь история имеет опасное свойство: то в ней, на чем мы делаем акценты, воскресает, как бы обрастая плотью, и становится реальностью сегодняшнего дня.

Работу Арсения МАРКЕВИЧА
изучал Олег МАРКЕЛОВ

Источник: Газета «Крымское время»




 

Наша история:

Подвиг разведчика Николая Кузнецова   "Легендарный Николай Кузнецов - первый герой Советского Союза в истории нашей внешней разведки. Однако подлинная жизнь разведчика была на десятилетия засекречена, и только теперь становятся известны детали настоящей, а не выдуманной для прикрытия биографии."

"Комбинация была рассчитана точно... гитлеровцы арестовали, а затем расстреляли около тридцати видных националистов, а также сотрудников так называемого Украинского гестапо. "

 

Комментарии


Бук8 Июня, 2005, 13:28

Белых и пушистых вообще не бывает. А кукловоды заокеанские просто нужные нитки дергают, чтобы свалить нас в мерзкую междуусобицу. А сами на этом бабло косить будут. Потом устроят тут новую \"Абу-Грэйв\", чтоб их извращенцы имели на ком отрываться, народ у нас терпеливый говорят...

DOUDOU8 Июня, 2005, 13:46

08.06.2005, 13:14
Власть занялась строительством мечетей

http://provokator.com.ua/n/2005/06/08/13143 6.html

Власть решила построить в Мелитополе мечеть. Ранее, там должен был быть зоопарк. Может следующим шагом власти станет массовая агитация украинцев принять мусульманство?

Идея создания в Мелитопольском парке железнодорожников зооуголка, наподобие того, что славит сегодня «Асканию Нову», похоже, медленно умирает. Местные власти больше не хотят продлевать договор аренды с частным предпринимателем Анатолием Перебейносом, который организовал в парке конноспортивную школу и зооуголок. Начальник управления коммунальной собственностью Александр Пиндюрин сообщил, что он отправил Перебейносу письмо с уведомлением о намерении управления расторгнуть договор аренды. Главный чиновник упомянутого управления Александр Пиндюрин сообщил, что участок земли, который сейчас занимает Перебейнос, хотят взять в аренду мусульмане, чтобы построить там мечеть с минаретом и школу (медресе). Председатель местного крымско-татарского общества Ридван Ибраимов сообщил, что на майской сессии этот вопрос якобы должен был выноситься на рассмотрение депутатов. Похоже, что мелитопольские мусульмане, отдавшие свои голоса за Василия Ефименко в обмен на мечеть (о чем заявлялось открыто), уверены, что дело, наконец-то, разрешится в их пользу. Однако в управлении коммунальной собственностью пока не спешат выносить эту резонансную проблему на всеуслышание. Слишком много здесь политики. Самый лучший вариант, сказал Пиндюрин, если Перебейнос и мусульмане договорятся между собой. В противном случае, придется судиться. Политики полагают, что стремление местной власти передать летний кинотеатр в парке мусульманам – это исключительно политическое решение. Впереди новые выборы.

Провокация

DOUDOU8 Июня, 2005, 13:49

08-06-2005 11:14] http://zp.vlasti.net/in...p?Screen=news& id=110494
Ющенко обещает восстановить справедливость по отношению к крымским татарам
Несмотря на то, что Украина не причастна к депортации крымских татар, она в одностороннем порядке взяла на себя обязательства относительно репатриантов. Об этом заявил Президент Украины Виктор Ющенко во время встречи с председателем Ассоциации обществ культуры и взаимопомощи крымских татар Турции Ахмедом Кырымлы.
Как сообщили в пресс-службе главы украинского государства, стороны обсудили пути решения вопросов, связанных с нынешним положением крымских татар в Украине, передает \"ЛIГАБiзнесIнформ\".
По словам В.Ющенко, сейчас готовится ряд предложений по решению актуальных проблем крымских татар. Президент Украины подчеркнул, что новая украинская власть ставит перед собой цель - решить проблемы народа, который несколько десятилетий мечтал о возвращении на родную землю. \"Мы восстанавливаем справедливость по отношению к тем, кто стал жертвами сталинских депортаций и вернулся на родную землю\", - сказал глава украинского государства.
Президент напомнил, что именно по спискам блока \"Наша Украина\" в Верховную Раду Украины прошли два народных депутата, которые представляют интересы крымских татар.
Собеседники также обсудили возможность сотрудничества в социальных и гуманитарных проектах.
Во встрече приняли участие Министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк и глава Меджлиса крымскотатарского народа Мустафа Джемилев.

\"Крымская линия\"

Москаль8 Июня, 2005, 16:17

Доиграются оранжи с татарвой - получат себе Чечню курортную по самы помидоры. Придется ЧФ своих морпехов высаживать.

Пловец8 Июня, 2005, 16:26

Даешь компенсации и равные права древним грекам, их города-колонии в Причерноморье были раньше татар!

А.Н.Оним8 Июня, 2005, 16:41

Ага, а до них скифы.
А до них киммерийцы.
А до них питекантропы.
Так что, ловим Йети, он у нас за питекантропа пойдёт, приглашаем Шварца, он почетный киммериец и вперед, за компенсациями.

In8 Июня, 2005, 16:45

5 депортаций - таково мистическое воздаяние за содеянное, и нет никаких гарантий, что исторические уроки этим субэтносом усвоены.

DOUDOU8 Июня, 2005, 20:30

Пискун провоцирует повторение резни в Крыму, – депутат Родивилов
0 http://www.nr2.ru/crimea/28881.html8.06.05 14:29

Симферополь, Июнь 08 (Новый Регион – Крым, Екатерина Самарина) – Русская община Крыма готовит письма к пострадавшим во время резни в Симферопольском баре «Коттон». Поводом послужило заявление генерального прокурора Украины о необходимости пересмотра приговора по этому уголовному делу в Верховном Суде страны.

Как сообщил «Новому Региону» представитель общины и депутата Верховного Совета Крыма Олег Родивилов, община готова оказать правовую поддержку пострадавшим.

«Из 21 пострадавшего только 11 человек подали иск в суд. Причем из шести пострадавших девочек ни одна иск не подала», - сказал депутат, отметив, что славянская молодежь опасалась давления со стороны преступников.

«Я первый раз слышу, что прокуратура вмешивается в дело, по которому уже вынесено решение Апелляционного суда, - удивляется Родивилов. – Даже если это всего лишь разговоры и дело не будет пересмотрено Верховным Судом, крымчане молчать не будут, когда сугубо по политическим мотивам пытаются изменить меру пресечения преступникам».

Депутат опасается, что позиция Генеральной прокуратуры катализирует эскалацию конфликта: «Как бы участники тех событий не надумали повторить аналогичную резню, раз уж появилась возможность оправдать преступников».

Напомним, инцидент в «Коттоне» произошел в марте 2004 года. Около 20 человек – крымских татар ворвались в рок-клуб и без разбора исполосовали заточками и избили обрезками арматуры посетителей заведения. Однако на скамье подсудимых оказалось лишь шестеро преступников. Приговором суда они были осуждены на разные сроки тюремного заключения. Судом также было доказано что организатором резни был самый старший из обвиняемых – активист меджлиса (нелегального этнического «парламента») Курсеит Абдуллаев. Он получил 9 лет тюрьмы.

Cry-VW9 Июня, 2005, 03:46

Где-то было сообощение, что Ющенко выделил деньги на переселение новых крымских татар из Узбекистана в Севастополь и им построят жилье за счет государства. Так что в все только начинается.

Vic9 Июня, 2005, 08:47

Сколько за Крым воевали - не счесть.
Абыдна, да?

Kudrya9 Июня, 2005, 09:53

В крыму Чечни не будет. Почему? Потому что Крым в отличие от Чечни живет за счет приезжих только лишь. Любой конфликт - и отдыхающих туда калачом на заманишь . В чечне война - не война ,нефть все равно добывали и Старопромысловский район Грозного ни федералы ни чурки не трогали. То есть по сути война была выгодна. В крыму - врядли она будет кому то выгодна. Скорее республика будет терять огромные деньги из-за отсутсвия туристов,Из той же России в том числе.

DOUDOU9 Июня, 2005, 12:19

Александр Чачия: Турция придет в Грузию на смену России
http: //www.regnum.ru/news/467536.html
При рассмотрении проблемы взаимоотношений России и Грузии необходимо ответить на ряд принципиальных, базовых вопросов. И главный из них: а существует ли вообще проблема российско-грузинских отношений? На мой взгляд, такой проблемы не существует. Грузия не является и не может являться самостоятельным субъектом международных отношений. Есть проблема российско-американских отношений на постсоветском пространстве. И то, что существует такая проблема - это закономерный результат внешней политики Российской Федерации в постсоветский период.

Другой вопрос, старается ли нынешнее руководство Грузии установить с Россией тесные отношения, в которых учитывались бы российские геополитические интересы? Нет, не старается. И это не удивительно, если учесть 1) уровень ангажированности власти; 2) полное непротивление со стороны России натиску Соединенных Штатов на постсоветском пространстве; 3) полное политическое и неполитическое отсутствие России в Грузии. Ангажированность власти очевидна и сомнений ни у кого не вызывает. Более того, уже в пору говорить о колониальной зависимости. Иначе трудно объяснить отказ руководства Грузии зафиксировать в рамочном договоре с Россией обязательство не располагать на своей территории иностранные военные базы. Казалось бы, патриотическая власть как раз должна стремиться к тому, чтобы исключить иностранное военное присутствие в своей стране, избежать роли объекта военных действий в случае возможного конфликта между большими соседями. Я бы, например, не удовлетворился и таким международным обязательством, а всячески бы стремился, чтобы Россия и Турция заключили договор, по которому ввод турецких войск в Грузию мог бы расцениваться российской стороной как враждебный акт по отношению к России со всеми вытекающими последствиями. Ясно, что о государственной независимости Грузии и безопасности грузинского народа и речи нет в нынешней политике, это никого не интересует. Как, впрочем, и проблема территориальной целостности Грузии. Окончательно выдавливая Россию, грузинские власти тем самым отказываются от Абхазии и Южной Осетии, ибо очевидно, что ни о каком конструктивном участии России в этом процессе теперь нечего и думать. И этот отказ от территорий вполне понятен, потому что нынешним хозяевам Грузии они принципиально не нужны: ну зачем американцам Абхазия в составе Грузии? Нефтепровод там не пролегает, аэродромов в Грузии и так достаточно. Но, повторяю, о грузинских интересах речи нет. Речь идет о замене российского военного присутствия американо-турецким, даже скорее о его легализации и придании законченных форм, потому что реально оно существует уже несколько лет. И это не злая воля Саакашвили или правящей партии, как многие себе представляют в России. Это судьба маленького государства и малочисленной нации в современном мире, когда это государство становится разменной монетой в геополитической игре великих держав. Геополитическая аксиома: уход России из Грузии означает \"приход\" туда Турции (неважно, непосредственно или под эгидой НАТО). Изменится ли ситуация, если в Грузии произойдет очередной государственный переворот и к власти придет какая-то часть нынешней оппозиции? Не изменится. Потому что на роль оппозиции Госдепартамент с подачи посольства США уже назначил определенные силы и определенных лиц. И парламентскую оппозицию назначил, и внепарламентскую.

Для ясности: я категорический противник нынешней, американской модели глобализации, считаю ее губительной, в первую очередь для малочисленных наций. Потому что большие нации ее переживут, как пережили две предшествующие модели глобализации - раннебольшевистскую и гитлеровскую, а маленькие народы могут погибнуть. И я, как представитель маленького, да к тому же развалившегося, несостоявшегося, но пока хоть де-юре существующего государства, прекрасно понимаю, что, оказавшись пешкой в руках Госдепа, моя родина будет неминуемо поглощена огромной соседней державой, а моя маленькая православная нация бесследно растворится в огромной мусульманской массе, уже нещадно перемоловшей и ассимилировавшей десятки наций и народностей. Я так же понимаю, что мой народ самостоятельно не сможет противостоять этой опасности, что необходимы союзники в этой неравной борьбе, а объединиться эти союзники должны вокруг какой-либо великой державы, способной отстаивать свои интересы на мировой арене. Естественно, принадлежа к евразийскому цивилизационному полю, многие представители моего народа обращают свои взоры к России. Разумеется, Россия, с учетом истории, геополитического положения, экономического и военного потенциала является центральным и ведущим государством Евразии и в состоянии выполнять роль великой державы, т.е. государства, оказывающего реальное влияние на мировые процессы. Но ведет ли себя Россия, не говорю уж в мире, но на постсоветском пространстве, как великая держава?

Тот тип поведения, к которому призывают и зачастую проводят в жизнь отдельные группы российской политической элиты, превращает Россию просто в дойную корову для постсоветских республик, какой она во многом уже и является. Но эта функция недостаточна для выполнения роли великой державы.

Другая часть политической элиты из года в год угрожала наращиванием военного присутствия в той же Грузии. Дело закончилось полным выводом войск. Объясните, как понимать ситуацию, когда великая держава в течение ряда лет громогласно утверждает, что для вывода баз ей необходимо не менее 14 лет, а в итоге соглашается на 3,5? Что случилось? Выдумали новую технологию ускоренного вывода войск? Или кто-то подарил стране благоустроенные военные городки для военнослужащих? Когда великая держава заявляет, что ей нужно 14 лет - это должно означать именно 14 лет, и ни днем меньше!

То же самое с угрозами прекратить подачу газа, электроэнергии или увеличить цены на них. Напугать угрозой можно 1-2 раза, но постоянно пугать нельзя. Неэффективно. Думаете, уже кто-нибудь боится в Грузии повышения цены на газ? Нет. Знают, что поднажмет друг Буш на Россию и будут давать по старым ценам, как миленькие. И история с базами - тому подтверждение.

Но даже если бы Россия самостоятельно решала и проблему баз, и проблему цен на энергоносители, и целый ряд других проблем с постсоветскими странами, то и этого было бы мало для выполнения роли великой державы. Нужно стать центром притяжения для всего евразийского пространства. А для этого необходимо, во-первых, осознать себя в качестве центра самодостаточной (во всех смыслах) евразийской цивилизации, а не стучаться в эфемерный \"европейский дом\", чтобы в лучшем случае занять там место на задворках, тем более, что никакого \"общего европейского дома\" не будет, и последние события в Европе ясно показали, что европейские народы не готовы расстаться с идеей национального государства, как бы это ни было неприятно американцам; и, во-вторых, России надо стать носительницей высокой духовно-нравственной идеи, которая будет привлекательной для народов, стремящихся к сохранению своего национального лица в условиях глобализации, американизации, вестернизации общественной жизни. Без идеи нет величия, без великой идеи нет великой державы. Россия должна предложить евразийским народам, нациям постсоветского пространства альтернативу глобализации (в ее американском понимании), альтернативную модель развития наций. Вспомним историю. Россия стала центром притяжения для народов, стала великой державой, когда осознала себя \"третьим Римом\", защитницей христиан, противовесом мусульманскому имперству. Россия стала еще более притягательной и для еще большего количества народов и возродилась в качестве великой мировой державы, когда предложила миру коммунистическую идею - альтернативу грабительскому капитализму, а в ряде случаев - бесчеловечному феодализму. Как бы кто ни относился к коммунизму, факт, что это была привлекательнейшая альтернатива действительности в тот период мировой истории. Сегодня Россия может стать носительницей значительно более высокой альтернативы, значительно более высокой и благородной идеи, чем даже защита религии или социальных прав людей - стать защитницей самих наций, собственно наций!

Соединенные Штаты - лидер процесса глобализации, который на деле выражается прежде всего в унификации наций, потере ими культурно-исторической феноменальности, уникальной самобытности, права на самостоятельное национальное развитие. Россия должна выступить защитницей этого естественного права наций на национальную государственность, социокультурное своеобразие, собственную траекторию исторического развития и, кстати, собственную модель общественного устройства. В таком качестве Россия станет духовным лидером постсоветского пространства, центром притяжения для народов Евразии, и никакие ангажированные политические партии, купленные президенты и премьеры не смогут противостоять воле народов, ибо они будут ведомы высокой идеей, в основе которой - национальное самосознание, да еще и подстегиваемое самым важным из инстинктов - инстинктом самосохранения.

Без лидерства на постсоветском пространстве все потуги России, направленные на полноценное участие в мировой политике в качестве великой державы, обречены. Без такого лидерства Россия не может быть великой державой. А Россия, как известно, может существовать либо как великая держава, либо не существовать вовсе. Поэтому за окончательной сдачей постсоветского пространства непременно последует распад Российской Федерации (неважно, откуда он начнется - с Калининграда, с Дальнего Востока или с Кавказа). А это будет не только трагедией самой России и русского народа, но и катастрофой для народов бывших советских республик. В Грузии, кстати, есть умники, которые с удовольствием помогают процессу выдавливания России из Кавказа, \"освобождения\" северокавказских народов, т.е. распаду России. И не понимают, что один лишь неконтролируемый Россией Северный Кавказ - это уже конец Грузии. На протяжении веков \"вольный\" Северный Кавказ был для Грузии не меньшим бичом, чем Турция или Персия. С распадом России ни о какой грузинской государственности не может быть и речи, как, впрочем, и о государственности многих других народов. А Россия... Россия, конечно, как не раз в истории, возродится, когда обретет великую идею. Но это возрождение, если запоздает, опять будет через большую кровь...

Постоянный адрес новости: www.regnum.ru/news/467536.html
09:56 09.06.2005

Москаль9 Июня, 2005, 12:45

Татары в Крым откуда пришли? Из Центральной Азии. Куда из Виссарионыч отправил? На историческую родину. Какого дьявола второе татарское нашествие устраивать, да ещё и финансировать за государственный счет?

Ренат9 Июня, 2005, 16:07

Господа, хочу вам напомнить, что при взятии г.Казани в 1552 году, все мужское население было перебито, а
всех женщин отдали завоевателям. Татарам было запрещено селиться в г. Казани и в его окрестностях,
татар силой принуждали принимать христианство, татары платили множество дополнительных податей, в том числе
не имели права брать воду из водоемов (только покупать ее у русских). Не хочу никого обидеть, но это со
стороны русских было действительно зверством - если они христиане и говорят, что христианство - лучшая религия,
зачем такое устраивать? Естественно, ЭТА жестокость породила жестокость Крыма - они мстили за Казань. Я не оправдываю
жестокость татар, просто хочу обратить ваше внимание на то, что это было нормой для средневековья - и жестокость была
и с той, и с другой стороны. Далее - тут пишут про подати с христиан, которые взымались в ханскую казну. ВЫ можете
себе представить подобное в отношении татар? Когда русские захватывали мусульманский город, в первую очередь рушились
мечети, а на их месте строились церкви - т.е. сохранить свою религию было просто невозможно (даже за деньги).
И еще раз - господа, все это творилось в 15-17 веках,

>Доиграются оранжи с татарвой - получат себе Чечню курортную по самы помидоры.

во-первых, это не вежливо: правильно говорить - \"татары\",
во-вторых, Чечня - не Украина, а татары прекрасно живут в соседстве с другими народами и
никого не трогают. Как правило, ксенофобские настроения наиболее распространены среди тех,
кто с татарами не общался и не работал.

>что исторические уроки этим субэтносом усвоены.

Во-1, этнос, а не субэтнос. Во-2, это не уроки, а банальная месть за месть. Если эту практику не прекратить,
получится замкнутый круг (примерно как с Чечней), а пока есть шанс сохранить стабильность.

>Татары в Крым откуда пришли? Из Центральной Азии.

Родина человечества - Африка. Давайте мы вас туда переселим?

Бук9 Июня, 2005, 17:15

Ренат, ничего против нормальных татар не имею. Но скажите зачем в ХХI век переностить кровавую месть из средневековья? Почему происходят стычки в Крыму? Не ужели словяне их там в чем-то ущемляют? Да ведь им разрешили вернуться, извинились. Что ещё надо? Земли вернуть? Но ведь будьте реалистами такого быть не может. Или стоит тода вернуть земли помещикам и кулакам у которых её отобрали большевики?

In9 Июня, 2005, 17:45

2 Ренат. Судя по имени Вы - крымский татарин, а если так, то, дайте я попробую угадать - приехали сюда самое большее 10 лет назад. А мои предки живут в Крыму больше 200 лет. За это время столь обожаемая вами Америка в жмых перетерла индейцев и учредила после этого День благодарения, а с вами - и это утверждает ваш классик Исмаил Гаспринский (дайте себе труд и прочтите его работу \"Россия и Восток\") Российская империя вечно церемонилась.(это к пункту месть - за месть). Только не надо петь старую зажеванную мантру про 44-й, про теплушки (в то время в теплушках даже Герои Советского Союза ездили), и про оставленную вами недвижимость - обмазанные кизяком сакли. Этнос самодостаточен, он не меняет, в зависимости от политической конъюнктуры свою письменность 3 раза в течение неполного столетия, не мечется короткими перебежками от дивизии \"Нахтигаль\" до ударных строек пятилетки. По поводу Африки : а вы что, к человечеству себя уже не относите? Over.

Абырвалг9 Июня, 2005, 17:52

Ренат! Если мы говорим о справедливости, давай вспоминать от битвы не р. Калка, до стояния на Угре и после уже взятие Казани и все Крымские компании. Почему перенос средневековой жестокости на землю Косово со стороны албанцев называли освободительной борьбой, а со стороны сербов - этническими чистками? Ты говоришь о справедливости? Какое количество татар было депортировано и сколько вернулось обратно? Почему вы сознательно поддержавшие оранжевых, требуете общения на родном языке, своих школ и армии и демократично закрываете глаза на притеснения русских, греков армян? Не ваш ли лозунг \"Кровь за кровь?\"
Нынешняя власть, как и предыдущая, разыгрывает татарскую карту, когда ей это выгодно. И вы в первую очередь выступаете разменной картой в этом споре. Татары пострадали? Не спорю! Восстановление справедливости по татарскому сценарию? Полный бред и подвижка к гражданской войне. К моему глубокому сожалению, татары не смогли ужится ни с узбеками, не смогут примирится и с крымчанами. Может с вашей стороны, что либо поменять необходимо?
P.S. \"Родина человечества - Африка. Давайте мы вас туда переселим?\" Если ты не считаешь себя человеком - тут 2 выхода - или дурдом, или кол осиновый в грудь ;-(

Москаль9 Июня, 2005, 19:00

О-о! Я видимо задел крымтатар за живое. Диспутик организовался.
По порядку. Я - из кубанских казаков, сосланных в 20-30 на Урал. Ренат, НИ ЗА ЧТО, ПРОСТО ПОТОМУ ЧТО КАЗАКИ, расказачивание! Они Родине никогда не изменяли и в спину никому не стреляли. Может тоже кинуть клич: \"Гайда, хлопцы, на Кубань!\", а? Места там не хуже крымских.
По историческим делам - не путайте крымтатар с казанскими, астраханскими и др. Вожские ж с крымскими друг друга терпеть не могут. Месть за взятие Казани - дурь полная! Казанские татары до нашествия нзывались БУЛГАРЫ! И раньше Руси попали в Орду. А татарами русские всех тюрок называли - почитайте Толстого хотя бы, и чечены, и даги, и азеры, и узбеки - все татары. Но они одним народом от этого не стали.
Уважаю немцев, проиграли войну - извинились перед всеми, территории отдали и не требуют обратно (по крайней мере пока), деньги выплачивают, под оккупацией в разделенной стране жили 50 лет. Ничего, поднялись. Не обижаются ни на кого - сами виноваты. И потихоньку из под американского крылышка выпрыгивают.
А эти, союзнички их разлюбезные, - латыши, западенцы, татары? Ни грамма совести нет - дай им волю они опять на Москву пойдут.
А я раньше все думал: чего это крымтатар Украина в Крым старается переселить с удобствами? Так они ж \"Нахтигалю\" братья по оружию, горные стрелки, мать их!

КаБыСдох9 Июня, 2005, 19:19

В настоящее время напряженность между крымскими татарами и коренными жителями Крыма (а именно они являются, разумеется, коренными , т. к. родились здесь, а не приехали сюда 14 лет назад, как 80 % крымских татар) меньше на порядок той, которая была в начале 90-х, на порядок. Это факт. Наибольшие проявления национализма у крымских татар проявляются в местах компактного проживания (Судак, Бахчисарай и т. д.), т е. там, где меньше русскоговорящих, а среди русскоговорящих- в больших городах. Там же , где в силу обстоятельств проживает смешанное население(хоть и разделенное улицами), вражды не обнаруживается, разве что, между подростками. Да и какая вражда- народ выживает в деревнях, как может...Вся жизнь на виду... Бедность сплошная ...
Так что , в ближайшие 30 лет- войны не будет... А там кто его знает...
Кстати, не все татары оранжевых поддерживали... По разным причинам...Некоторые, которые поумнее, может, потому, что жопой чувствуют, что украинские националисты (а именно таковым, кстати, себя называет тепершний \"губернатор\" Крыма Матвиенко) поопасней для них, чем русский Вася... Это только Россию им можно было критиковать \"имперская, захватническая\"... А оранжевое правительство они не могут критиковать, все, пиздец... С бендеровщины войска пришлют, и жаловаться некому... Мировое сообщество не услышит...
Так что тяжкое у них положение...

Днепропетровский9 Июня, 2005, 19:53

Касаемо войск с бандеровщины. Это не в тему, но все уже знают, что Институт Сухопутных Войск переводится из \"ненадежной\" Одессы в верный Львов.

rodion10 Июня, 2005, 01:45

>> Касаемо войск с бандеровщины. Это не в тему, но все уже знают, что Институт Сухопутных Войск переводится из \\\"ненадежной\\\" Одессы в верный Львов.

- ага. Это чтобы армия быда Украискою до оранжевости. Так дюбит Ющ западню, аж.... Пусть давится.

А.Н.Оним10 Июня, 2005, 09:11

\"В крыму Чечни не будет. Почему? Потому что Крым в отличие от Чечни живет за счет приезжих только лишь. Любой конфликт - и отдыхающих туда калачом на заманишь\"-
Во-первых, Абхазия тоже живет за счет отдыхающих(не приезжиха именно отдыхающих), однако, это не помешало им устроить войну.
Во-вторых, за счет отдыхающих в Крыму живет в основном нетатарское население.

Tolik10 Июня, 2005, 10:33

2 Днепропетровский
Этот “перевод” длится и происходит уже 10 лет.. еще я учился када ;-))) Переведут один курс (батальон) или максимум два и все.. и выпускают во Львове. Кстати, касательно “свидомости” одесских курсантов можно долго рассказывать… ;-) а посему не робей, братва, все под контролем.. просто представьте себе роту в увольнении… лающую на весь Пьэмонт по мАскальски.. ;-))) Ну а драться с курсами боятся даже мусорята из академии, про “бойцив” из уна-упса дипломатично промолчу, чтоб необижать обиженных ;-))) У нас говаривали, что Одесский закрывать будут изза недостатка финансированиая округа..

Москаль10 Июня, 2005, 10:43

А.Н.Ониму -

Полностью согласен.
Ржавый пахан уже с турками договорился - безвизовый режим, турецкий бизнес в Украину. Мудак! Срать хотели турки и на него и на Украину, инвесторы нашлись! Их интересует восстановление исторической справедливости в их чурекском понимании - ВЕРНУТЬ Крым любыми путями. Потом жопа - полный контроль Турции над Черным морем.

Ладка10 Июня, 2005, 11:33

Збіговисько негідників

Москаль10 Июня, 2005, 11:42

Ладке -
Не нравится - катись на орнажевые сайты.

Kudrya10 Июня, 2005, 13:03

Ладка а какое ты право имеешь называть людей,имеющих и высказывающих иную точку зрения \"негідніками\"? Ты,я думаю, поддерживала именно демократию в виде оранжевой революции,а не торжество западенского быдла \"вот мол мы страну на уши поставили\" ? Так чё ты плетешь тогда ?

Kudrya10 Июня, 2005, 13:47

\"Во-первых, Абхазия тоже живет за счет отдыхающих(не приезжиха именно отдыхающих), однако, это не помешало им устроить войну.
Во-вторых, за счет отдыхающих в Крыму живет в основном нетатарское население.\"

Может и так. Но посмотри на Крым в контексте внутренней политики Украины а именно :откровенно Дырявый бюджет если в этой ситуации начнут бунтовать татары,бутовать с кровью, это будет просто напросто торпеда в изрядно протекающее корыто украинской экономики.Прибавь сюда еще и возможность забастовок в неоранжевых регионах

анти-нацик10 Июня, 2005, 20:54

Москаль и Kudrya, рябята, та не трогайте Ладку.
Сайт антиоранж, статья про татар, а она вроде ни к кому лично не обратилась, мабуть - про крымских ханов высказалась. Или в общем - о Юще и его оранж шайке-лейке. Просто инетвремя у девушки ограничено, а в душе – наболело. По существу, но кратко.
Коли угадал я, соглашусь с ней.
Сейчас у власти, у руля - редкостное збіговисько негідників, а также бывших неудачников, ни на что неспособных бездарей, аж страшно.

Flanker11 Июня, 2005, 07:43

Ладка ещё молодая и пушистая.
Когда в гавно жизни окунётся, то поймёт - кто друг и враг.

Питерец13 Июня, 2005, 20:39

М-да...Террариум.

In14 Июня, 2005, 19:57

В свое время была ученым секретарем гуманитарного отделения Крымской Академии наук. На одной из сессий в начале 90-х делал доклад один из военных специалистов. Он представил карту Крыма - предприятия оборонной отрасли и машиностроения. Мы были потрясены - сплошная оборонка и хай-тек. Почти все НИИ - оборонный заказ. Закрытые экспериментальные полигоны. В общем -\"силиконовая долина СССР\". как следствие - рекордный процент специалистов с учеными степенями на душу населения. Отец русской атомной бомбы И.В. Курчатов к слову сказать, учился в Симферополе. Упомяну только не имеющие аналогов в мире производства по синтезу монокристаллов, НИИ сверхтонких пленок для боеголовок межконтинентальных ракет, объекты военно-космической отрасли , и т.д. Нет необходимости говорить. что это - славяне Уже тогда, помнится мы с коллегой писали в одной из газет: деиндустриализация Крыма, с одновременным переориентированием на обслуживающие туристов отрасли сельского хозяйства (где заняты, в основном, татары) будет равносильна его деславянизации. Так что утверждение, что с туризма живут славяне в корне неверно.

А.Н.Оним15 Июня, 2005, 08:07

А ещё экспериментальные полигоны для обкатки комплексов, аналогив которым в мире нет поныне, уникальные биостанции(в т.ч. и военного назначения) и т.п. и т.д.

Во-первых, по опыту \"дикого туризма\" у меня сложилось впечатление, что в области \"обслуживания туристов\" занято именно славянское население. Сможешь меня убедить в обратном?
Во-вторых, деиндустриализация Крыма проводится на фоне всеобщей деиндустриализации всего постсоветского пространства и переориентированию его на сырьевой экспорт. Поэтому славяне, которые, допустим, были заняты в данных предприятиях, просто остаются без работы. т.к. процесс всеобщий, то ехать им из Крыма некуда, или же, те, кто смог, уже разъехались, остались старики. Им как раз и дорога в \"сферу сервиса\".
Добавим сюда то, что по статистике на 2000 год в Крыму проживало около 60% русских, 15% украинцев и 10%татар, то получим, около 75% славян и 10% татар. Разница в 7.5 раз, что я и наблюдал(на 7 бабушек, стоящих у автовокзалов в ожидании \"клиентов\", приходится одна татарка).
А наличие в большинстве сёл мечетей ни о чем не говорит, это как синагога, есть евреи(мусульмане)-должно быть место отправления религиозных надобностей.

In15 Июня, 2005, 19:34

Отвечаю: \"Сложилось впечатление\" - к делу не пришьешь - как говорят философы - аберрация сознания. Что, собственно, имеется в виду? \"обслуживание туристов\" - понятие многосоставное: сдача жилья внаем - одно, и здесь, пожалуй, я соглашусь, приоритет за славянами, по той простой причине что в подавляющем большинстве они живут на ЮБК. Другое дело - фрукты-овощи, здесь вы меня не переубедите - в сфере перекупки-продажи тюркоязычное население лидирует. Не все так безнадежно и в сфере промышленности (было до выборов) - крымская промышленность начала уже было подниматься, заработали предприятия (и снова попрошу со мной не полемизировать - располагаю стат. данными). Прибыли от санаториев-пансионатов, как вы понимаете, идут, преимущественно, в бюджет Крыма, из которого, предписанная часть - прямым ходом в Киев, из оставшейся части, через Госкомнац, опять-таки слоновьими дозами на обустройство тюркоязычных мигрантов. И последнее - тронута, что Вы пытаетесь меня информировать относительно Крымских реалий, которые я, некоторым образом, знаю. Но делать далеко идущие социально-политические выводы, проводя социологические исследования среди вокзальных бабушек, как бы это поделикатнее выразиться, не вполне научно.

А.Н.Оним16 Июня, 2005, 09:55

А кто делает? Я просто высказываю свою точку зрения, оперируя доступными мне источниками.
А по поводу стат. данных, не просветите.

In17 Июня, 2005, 17:37

Не хочу отвечать приблизительно, загляну в свои статьи и обязательно приведу показатели по крымской промышленности. А вот о менее оптимистических вещах, касающихся святая святых Крыма - военно-космической отрасли в этом посте все-таки хочу рассказать. В 15 минутах езды от моего дома, в поселке Школьное расположен некогда уникальный объект - один из узловых пунктов ЦУП - Центр дальней космической связи. На каменистых ландшафтах вокруг него проходил испытания Луноход -1 - первый в истории человечества автоматический аппарат на Луне и многие другие, еще более впечетляющие эксперименты. И вот, \"светлые головы\", которые заслуживают того, чтобы быть упомянутыми принимают решение ( предварительно развалив всю уникальнейшую инфрастуктуру, обеспечивавшую нам некогда лидерство в космической гонке)... ... о размещении там, чего бы Вы думали? Психиатрического диспансера! Долгие годы он находился в окрестностях Бахчисарая, рядом с Успенским монастырем и Чуфут-Кале, и туристы подкармливали этих бедолаг, когда они выходили на дорогу но, вдруг выяснилось, что на его место претендует меджлис (там-де располагался раньше один из их национально-культурный объектов -второстепенная дача хана). Представьте себе сюрреалистическую картину - что-то из Стэнли Кубрика или Тарковского -там где находилась квинтэссенция передовой научной мысли на фоне уцелевших тарелок радиотелескопов далеко в южной степи раздается хохот и плач. А ведь это только один из объектов. На некоторых объектах проводились эксперименты, изменявшие оптические свойства атмосферы, приводнение-приземление космонавтов, посадочные полосы для многоразовых космических кораблей, новые виды вооружений, упомянутые Вами боостанции по работе с морскими млекопитающими, астрофизические обсерватории в самых живописных местах Крымских гор. Что же мы теряем? И будет ли когда-то все утраченное подлежать восстановлению? Знаете, по моему глубокому убеждению будущее рекреационной отрасли Крыма не за морскими курортами (в Анталье море и теплей, и чище) и не за этнотуризмом - заповедные зоны неприкосновенны, а за технотуризмом - по объектам бывшего хай-тека, космоса, и полигонам, а также за конференциальным туризмом - в Крыму полно конференц-залов, отвечающих самым высоким требованиям (чего стоит только прекрасно оборудованный зал в ПГТ Научный в крымской астрофизической обсерватории) плюс музеи, которыми нашпигован Крым. Таким Крымом я хочу и привыкла раньше гордиться а не этнографической деревней, в которую его пытаются превратить последнее десятилетие.

Гость- татарин18 Июня, 2005, 04:18


В последнем номере еженедельника \"Московские новости\" (№18-19), вышедшем накануне 18 мая, 61-й годовщины депортации крымских татар, опубликована статья Ирины Любарской о политических реалиях на Украине, выдержанная в несвойственной \"МН\" стилистике: ухмылка над \"оранжевыми\" по любому поводу.

Крымским татарам журналистка адресовала не ухмылку, а... Впрочем, судите сами: \"Между тем Ющенко на какой-то встрече напомнил собравшимся, что в госбюджете предусмотрено 50 миллионов гривен на создание национальной идеи. А пока ее нет, крымско-татарский народ распространяет в телевизоре свою. Все московские князья, по словам красивого молодого прохиндея в национальной одежде, были вассалами ханов Гиреев, писали им годовые отчеты о проделанной работе по-татарски, поскольку это был государственный язык, на месте Чудова монастыря стояла мечеть размером с пол-Москвы, а Москва на самом деле называлась Крым и была второй столицей Крымского ханства. Лично я жду чего-нибудь про людей с песьими головами. Диктор по-украински вежливо спрашивает, есть ли у него подобные идеи насчет Киева. Красавец на чистом русском языке отвечает, что есть. На этом эфир благоразумно прерывается рекламой\".

Московский историк Сагит Фаизов, известный исследователь крымско-русских отношений, счел нужным откликнуться на статью И. Любарской и направил письма главному редактору \"МН\" Евгению Киселеву и госпоже Любарской. В письме на имя Е. Киселева он выразил сожаление в связи с публикацией в известном своим либерализмом издании некорректного в отношении крымских татар материала накануне 18 мая. Письмо, адресованное и отправленное И. Любарской, публикуется ниже:

Многоуважаемая госпожа Любарская, рад Вас приветствовать!

В своей статье об украинских политических реалиях Вы иронизируете над крымским татарином-\"прохиндеем\", рассказывающим, как Вам представляется, небылицы о крымско-русских отношениях давнего времени. И напрасно Вы иронизируете. Русские князья- самодержцы, действительно, до конца XVII ст. писали в Крым только по-татарски (не отчеты, но все официальные послания), только на татарском языке исполнялись и договоры. Дань из России в Крым выплачивалась до 1685 г. (начиная с 1474 г., более ранние источники не сохранились). Юридическое оформление прекращения выплаты дани зафиксировано в особом пункте русско-турецкого Константинопольского договора 1700 г. Это единственный юридический документ, фиксирующий прекращение даннических отношений между Русью-Россией и Золотой Ордой (начало выплат дани приходится еще на ордынский период, до 1480 г., Крым же правопреемник Орды, одна и та же династия Чингизидов и пр.). Выплатам дани в Крым посвящена моя специальная статья в журнале \"Отечественные архивы\" (1994, № 3). Дату прекращения выплат установил научный сотрудник Института российской истории АН РФ Владимир Алексеевич Артамонов. О языке татарско-русской переписки я писал неоднократно, а \"прохиндей\" явно опирается на мою последнюю книгу \"Письма ханов Ислам-Гирея III и Мухаммед-Гирея IV к царю Алексею Михайловичу и королю Яну Казимиру. 1654-1658. Крымскотатарская дипломатика в политическом контексте постпереяславского времени\" (Москва, 2003), подводящей итог моему долговременному исследованию (на основе проекта INTAS).

Не правы Вы и в отношении бытования слова \"Крым\" в России. До конца XVII в. Кремль (не Москву, конечно) москвичи чаще называли \"Крым\", чем Кремль. Доказательство тому - фиксация этого слова в записках поляков, посещавших Москву в XVII ст. Они записывали то, что слышали: \"Krym\". Их буква-фонема \"y\" тождественна русской букве-фонеме \"ы\". Другие иностранцы фиксировали \"Krim\". Поздняя \"л\" в конце слова - результат адаптации татарского \"крым\"а (крепости) к русскому языку. Значительную роль в этом процессе могла сыграть итальянская форма \"кремля\" - \"kremlina\". Каменный кремль на месте деревянного, построенного в ордынские времена, был возведен под руководством итальянцев.

О мечети в Кремле. Сведений о существовании мечети в Кремле нет. Татарский (ханский, \"царский\") двор существовал на месте позднего Чудова монастыря. Предположение о функционировании мечети на территории ханского двора более чем основательно. В противном случае мы должны предположить, что администрация метрополии, которая назначала великого князя и от милости которой великий князь зависел, выходила молиться куда-то за пределы Крыма-Кремля. Эти соображения отражены в книге недавнего аспиранта Института востоковедения АН РФ Дамира Хайретдинова \"Мусульманская община Москвы\" (Н. Новгород, 2002), написанной на основе его защищенной кандидатской диссертации.

Ничего эсктраординарного в этих соображениях нет. Для адекватного восприятия такого рода идей нужно освободиться от наважденческих песьих голов. Кстати, о песьих головах и их роли в опричнине есть интересные наблюдения историка А.Л. Юрганова в его книге \"Категории русской средневековой культуры\" (М., 1998). Если Вы ее прочитаете, вряд ли будете так легкомысленно упоминать людей с песьими головами - опричников, ставших одним из самых зловещих символов бюрократической, милитаристской культуры в России.

Многоуважаемая госпожа Любарская, история нашего общего отечества переврана не только в том, что относится к Ленину или Сталину. Она переврана насквозь. Ее еще предстоит чистить и чистить от многих слоев беззастенчивой лжи. И добросовестных ошибок, стереотипов. Сагит Фаизов, кандидат исторических наук\".

Мне самой - как историку и редактору - не раз приходилось сталкиваться с самыми разнообразными фактами фальсификации истории крымских татар. Так что в конкретном случае я могу лишь солидаризироваться с коллегой-историком и в очередной раз попросить журналистов по возможности реже оправдывать реноме представителей \"второй древнейшей профессии\". Потому как свобода слова не синоним вседозволенности, равно как не одно и то же историческая правда и журналистская ложь.

Игорь21 Июня, 2005, 13:58

Братцы, то, что сейчас с Украиной происходит - это мультик просто. И президент у нас - мультик. Когда он заранее извиняется перед европейцами и просит замолвить за Украину словечко, мне стыдно становится. Это ж не мужик просто!

Крым-Гирей Сергей9 Августа, 2005, 09:47

Приветствую Вас , дамы и господа!
Читаю все это и удивляюсь...О чем вообще идет речь?То что сейчас творится в Крыму выгодна кучке алчных и бессовестных политиканов.Поверте мне,потомку последнего крымского хана.Мой прадед,русский офицер принял Советскую власть...и отсидел в лагерях по надуманому обвинению Причем посадили его еще в 29-м...Дед,отец,мать...вся наша семья пострадала от большевиков...Тетушки в 44-м были высланы в Среднюю Азию...Каждый третий челок при депортации умер...И это за несколько месяцев.Идем дальше...Чеченцев,балкарцев,евреев репресировали так-же как и нас.Но у них есть своя земля и даже при Советах имели свои автономии.Мы же - крымские татары стали изгоями.Крымских татар с высшим образованием на бывшем советском постпространстве можно буквально по пальцам пересчитать...Почему крымским татарам разрешили возрощаться на Родину только в 1988 году?Кто мне сможет ответить?Дайте -же нам спокойно жить на своей земле.К сожалению украинские власти отказали мне в гражданстве...Для них я фактор нестабильности в Крыму ,как представитель ханской династии.Я очень уважаю своего отца,а он всегда мне говорил:\"Нет плохих народов-есть плохие люди в каждом народе.\"Нас крымских татар в странах СНГ осталось очень мало.И делать из нас монстров не надо.Мы все живем по соседству.Когда же мы научимся уважать друг друга.

Gorg from Minsk22 Июня, 2006, 01:18

Да Вас просто сталкиваю как бойцовских собак или петухов. Задумайтесь, ведь в СССР и в сегодняшней Беларуси не было и нет межнациональной розни, как она есть сейчас у Вас и в России. Одумайтесь. Только в единстве сила. Объединитесь против Ваших общих врагов.

Gorg22 Июня, 2006, 01:25

Крым-Гирею - салям тебе от белорусского татарина (частично, правда, только на 1/4 :), но все таки).

Вашe сообщение:

Ваше имя:


Контактный е-mail:




Актуальная тема:

Это нельзя забыть

"В аллее старых деревьев они “украсили” ствол каждого дерева трупом убитого перед этим ребенка. Как утверждает западный исследователь Александр Корман, трупы прибивались к деревьям таким образом, чтобы создалась видимость “венка”. Эту аллею бандеровцы назвали “дорогой к самостийной Украине”. (Боевой путь УПА, с. Лозовая Тернопольского уезда)


"Украинцы воевали в разных мундирах, много было и тех, кто имел мужество начать освободительную борьбу под собственными флагами." (Виктор Ющенко)


“Они превзошли своими зверствами даже немецких садистов эсэсовцев. Они пытают наших людей, наших крестьян... Разве мы не знаем, что они режут маленьких детей, разбивают о каменные стены их головки так, что мозг из них вылетает. Страшные зверские убийства – вот действия этих бешеных волков” (украинский писатель Ярослав Галан)

Бандеровские преступники: Роман Шухевич (часть 4)

Бандеровские преступники: Роман Шухевич (часть 3)

Бандеровские преступники: Роман Шухевич (часть 2)

Бандеровские преступники: Роман Шухевич (часть 1)

Читать в этом разделе


Языковая доктрина Украины списана у фашистов   20 Марта, 2006, 10:24
"Орден Иуды": Проклята Мазепа 300 лет спустя   20 Февраля, 2006, 11:06
Технология беспредела: Почему НАТО бомбило сербское телевидение?   22 Декабря, 2005, 08:11
Гоголь и Украина: Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля   9 Декабря, 2005, 15:42
Наша история: Георгиевские кавалеры в рясах   28 Ноября, 2005, 14:32
Концлагерь для «неправильных» галичан   13 Ноября, 2005, 12:42
Корни ненависти: истоки украинского сепаратизма   29 Сентября, 2005, 15:08
Бандеровские преступники: Роман Шухевич (часть 4)   21 Сентября, 2005, 10:10
Бандеровские преступники: Роман Шухевич (часть 3)   5 Сентября, 2005, 09:09
Бандеровские преступники: Роман Шухевич (часть 2)   22 Августа, 2005, 13:00
Бандеровские преступники: Роман Шухевич (часть 1)   17 Августа, 2005, 09:05
Запорожец за Кубанью   28 Июля, 2005, 17:13
Галиция как дырка от бублика   25 Июля, 2005, 15:05
Конец УНР в 1920. История, которая повторится?   15 Июля, 2005, 11:05
Кто сделал Львов украинским городом?   12 Июля, 2005, 11:12
НЕМЦЫ И КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ в Великой Отечественной   5 Июля, 2005, 11:40
Две Украины - два народа   15 Июня, 2005, 09:39
Крым при татарских ханах   8 Июня, 2005, 12:30
Украинская армия в Ираке (из записок "миротворца")   24 Мая, 2005, 11:41
Наша история: выселение крымских татар из Крыма   19 Мая, 2005, 09:57
Правда о Великой Отечественной: Кого же мы победили и какой ценой   8 Мая, 2005, 16:04
Наша история: подвиг разведчика Николая Кузнецова   30 Апреля, 2005, 13:55
«Женщин и детей десятками клали на землю и стреляли им в затылок»   28 Апреля, 2005, 17:33
Ежегодное обращение А. Лукашенко к белорусскому народу   20 Апреля, 2005, 09:06
Наша история: Киевская митрополия во 2-й половине XVII в. и ее воссоединение с Московским Патриархатом   19 Апреля, 2005, 09:21
УПА накануне 60-летия Великой Победы: побежденные хотят обменяться местами с победителями   17 Апреля, 2005, 13:47
Легенды Великой Отечественной. Зоя Космодемьянская   13 Апреля, 2005, 11:45
Великая Победа в Великой войне   7 Апреля, 2005, 13:18
Богдан Хмельницкий: путь в века   2 Апреля, 2005, 09:18
Украинские коллаборационисты: несколько документальных штрихов   29 Марта, 2005, 16:00
Наша история: Без штурма Берлина Россию ждала бы Третья мировая война   23 Марта, 2005, 09:24
Режим оккупации Псковской области осуществлялся эстонцами   12 Марта, 2005, 18:03
Наша история: в бою и лицом на запад. Подвиг Александра Матросова   10 Марта, 2005, 20:40
От 5-го — до 43-го (основы американского экспансионизма)   9 Марта, 2005, 11:25
Украинофобия наследников Степана Бандеры   3 Марта, 2005, 09:02
Наша история: Присягнувшие Гитлеру   1 Марта, 2005, 22:30
Наша история: "Цивилизующее" влияние Польши на Южную Русь"   27 Февраля, 2005, 17:22
Исторические корни "оранжевой революции"   25 Февраля, 2005, 09:22
П. П. Толочко: Есть украинский народ, но нет политической украинской нации   22 Февраля, 2005, 16:30
Учебники будущей санитарной империи   17 Февраля, 2005, 22:00
Валуевский циркуляр 1863 г. и эмсский указ 1876 г. Правда и вымыслы (часть 2)   15 Февраля, 2005, 21:59
Валуевский циркуляр 1863 г. и эмсский указ 1876 г. Правда и вымыслы   15 Февраля, 2005, 21:02
Terra hostica: образ России в украинских школьных учебниках истории после 1991 года   13 Февраля, 2005, 12:12
АНГЕЛ И НАТО   10 Февраля, 2005, 21:59
К истории одной "померанчовой" фальсификации: ООН про Великий голод 1932-1933 годов в Украине (Holodomor)   9 Февраля, 2005, 00:46
Акт провозглашения Украинского государства от 30.06.1941 г.   24 Января, 2005, 22:23
Эсэсовцы как идеологи украинского национального государства   24 Января, 2005, 22:21
Эмир Кустурица - Запад раздавил Сербов исключительно за близость к России. Нам бы бомбу...   23 Января, 2005, 00:24
Оранжевой революции посвящается. БУЛГАКОВ. БЕЛАЯ ГВАРДИЯ.   20 Января, 2005, 21:53
Французский полковник Барио: в 1995 году сербов бомбили американские самолеты   19 Января, 2005, 23:48
Все статьи раздела
 
© 2004-2005 Anti-orange.com.ua
обратная связь
 
Rambler's Top100
bigmir)net TOP 100